Дело всей его жизни
Вспоминая Огтая Зульфугарова
Немногим более месяца назад ушел из жизни замечательный композитор и музыкально-общественный деятель, народный артист Азербайджана, кавалер ордена «Шохрет» Огтай Зульфугаров. Это имя известно в нашей стране всем и каждому — от детей до людей почтенного возраста. Любимый композитор юношества, «генерал» эстетического воспитания детей, многоуважаемый коллега и просто прекрасный, доброжелательный человек…
На протяжении более полувека он, можно сказать, не сходил с телеэкранов, с волн радиоэфира, со сценических площадок детских, юношеских и вполне взрослых театральных подмостков. Он делал главное дело своей жизни: вдохновенно и с полной душевной отдачей приобщал детей к Музыке — тому прекрасному искусству, которому на протяжении всей своей жизни служил самозабвенно и преданно. В канун дня памяти Огтай муаллима вспомним еще раз отдельные фрагменты его творческой биографии.
Огтай Зульфугаров родился в 1929 году в семье, где не было музыкантов. Тем не менее, уже с раннего детства он проявлял к музыке ярко выраженную склонность, а к 16 годам твердо решил стать профессиональным музыкантом. Детство и юность О.Зульфугарова пришлись на тяжелые военные и послевоенные годы. Но несмотря на все трудности воспоминания композитора о той поре всегда были окрашены в розовые тона. Благодаря незаурядным способностям семилетний курс детской музыкальной школы он окончил за два года и с благословения известного в то время педагога Фатьмы Зейналовой (директор школы и ученица Уз.Гаджибейли) в 1947 году поступил в музыкальное училище, где продолжил обучение на виолончели.
Ему везло на учителей: это были известные в Баку Я.Д.Мюллер и Я.С.Шварц (близкий друг Леопольда Ростроповича), а позднее — прославленный педагог И.М.Турич. Поступив в 1951 году в консерваторию, он еще два курса проучился по классу виолончели, но тайные занятия сочинительством, начавшиеся еще в музучилище, наконец были обнародованы. На одном из экзаменов студент О.Зульфугаров впервые исполнил (с разрешения руководства кафедры струнных инструментов) свои виолончельные сочинения. Получив одобрение преподавателей, он тем самым открыл для себя композиторскую стезю.
Мечтой молодого композитора было попасть в класс Гара Гараева. И в 1953 году эта мечта сбылась: он был переведен на композиторский факультет и теперь полностью отдался изучению законов композиции, освоению классических жанров и форм. Встреча с Гара Гараевым изменила его жизнь, и до конца своих дней Огтай муаллим не уставал повторять, что ему необычайно повезло. Г.Гараев, обладая невероятной интуицией и способностью уловить в каждом из учеников индивидуальные наклонности, порекомендовал Огтаю испробовать себя в жанре детской музыки, в частности в написании детских песен. «Детские песни я начал писать с легкой руки Гара Гараева, — рассказывал О.Зульфугаров. — Он говорил, что моей музыке присуща некая детская игривость, легкость. И вот, чтобы лучше узнать, какие песни нравятся детям, я решил тогда пойти в детсад и пообщаться с малышами. На вопрос, какие песни они хотели бы петь, один мальчик ответил, что песенку о своей машине, а девочка — о кукле… Так и начал писать для детей».
На счету Огтая Зульфугарова более 500 песен, большинство из которых до сих пор любимы детьми. «Телефон», «Воробушек», «Часы», «Поезд», «До-ре-ми», « Моя кукла», «Светофор»… Звонкие, чистые и невероятно мелодичные, они подарили и еще долгое время будут дарить свет и радость многим нашим детям. Взрослые, слушавшие эти песни в своем детстве, теперь поют их для своих детей и внуков.
Композитор умел найти «золотой ключик» к сердцу каждого ребенка, умел зажечь в нем искорку творчества, умел сдружить коллектив, объединить общей идеей, интересным замыслом. Так появились руководимые им детский музыкальный телевизионный театр «Тумурджук», потом — ансамбли «Гонча», «Айсель». Огтай муаллим писал для них не только музыку песен, но и тексты, сценарии постановок, придумывал оформление. Его энтузиазмом невозможно было не заразиться. И дети отвечали ему взаимностью: его любили, ему верили, авторитет его был непререкаем. О.Зульфугаров первым среди азербайджанских композиторов написал детскую оперетту — «Шенгюлюм, Шунгюлюм, Менгюлюм», ему принадлежат также детские оперы «Кот и воробей», «Лесная сказка», «Девочка-звездочка», балет «Волшебное яблоко», недавно поставленный в Театре оперы и балета, музыка к мультфильмам и спектаклям кукольного театра. Последние годы жизни О.Зульфугаров был бессменным художественным руководителем Государственной детской филармонии.
При этом Огтая Зульфугарова нельзя назвать исключительно детским композитором. На протяжении своей долгой насыщенной творческой жизни он написал большое количество музыкальных произведений разных жанров, которые успешно исполнялись на солидных композиторских форумах, включая и последние годы. Вспоминается премьера его нового Флейтового концерта в 2014 году в замечательном исполнении внучки — Эмины Зульфугаровой. Но в списке сочинений композитора есть особые опусы. Среди них следует отметить три сочинения: Концерт для виолончели и симфонического оркестра — первый виолончельный концерт в истории азербайджанской музыки. Его увертюра «Ликуй, мой народ!» — один из ярких образцов национальной симфонической музыки. Его Трио для скрипки, виолончели и фортепиано — одно из лучших произведений камерно-инструментального жанра, отмеченное в свое время великим композитором современности Дмитрием Шостаковичем.
Недаром говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Когда у Октай муаллима спрашивали, какое у него хобби, он отвечал: «Делать все своими руками». И действительно, у него были золотые руки, умеющие делать все: он сам построил и оборудовал свою двухэтажную дачу, сажал деревья и ухаживал за ними, прекрасно рисовал, всерьез занимался фотографией, лепил. Он очень гордился изготовленной им декоративной вазой с изображением великого Узеирбека, которую искусно украсил разноцветным чешским бисером.
Долгие годы своей жизни О.Зульфугаров был тесно связан с Союзом композиторов Азербайджана не только как его действительный член (с 1959 года), но и как сотрудник этой творческой организации: консультант, старший консультант, редактор кабинета звукозаписи, директор Бюро пропаганды. Последние 30 лет он неизменно избирался членом правления Союза композиторов, был аксакалом, старейшиной, к мнению и вескому слову которого всегда прислушивалось руководство. Видясь с Огтай муаллимом каждый день на протяжении многих лет, мы не переставали удивляться его неиссякаемой энергии, трудоспособности, жизнелюбию. Неотъемлемым свойством его натуры был юмор — ненавязчивый, доброжелательный, без всякого намека на едкость или сарказм.
Он был истинным бакинцем, всей душой связанным с историей города, его культурой. «Я просто живу в этом городе и так же, как во времена моей бесшабашной молодости, продолжаю его любить, — говорил композитор. — И сердце мое переполняется счастьем от того, что мне довелось видеть Узеира Гаджибейли, дышать одним воздухом и учиться у Гара Гараева и дружить со всеми теми, кто своей жизнью и творчеством создал современную прекрасную эпоху азербайджанской музыки».
08 Октябрь, www.kaspiy.az
музыковед, доктор философии
по искусствоведению,
старший консультант Союза композиторов