Детерминанта или что общего между автомобилем, врачом и политикой?
03.07.2007 00:01
2 июля 1956 года родился Бахадур Байрам оглы Таирбеков — в прошлом спортивный журналист, лауреат премии журналистов Азербайджана «Золотое перо», ныне — единственный в СНГ член-корреспондент Всемирного клуба системологов. Сегодня он — гость нашего сайта.
Для выяснения общего между автомобилем, врачом и политикой и, конечно же, других, куда более важных вопросов корреспондент 1news.az взял интервью у Бахадура Таирбекова – члена-корреспондента Всемирного клуба системологов, лауреата премии «Золотое перо» Союза журналистов Азербайджана.
— И правда, что может быть общего между мясорубкой, министром и эротикой? Любой серьезный человек здравомысляще ответит: «Ничего». Шутник, к тому же немного обладающий фантазией, скорее всего, будет задавать наводящие вопросы, например: «А министр – это министр обороны или пищевой промышленности? А его пассия — стройная блондинка или брюнетка с пышными формами?» И все потому, что люди привыкли обращать внимание на внешние проявления, внешние качества, внешний вид, наконец. А если подойти к вопросу научно, то и мясорубка, и автомобиль, и врач, и министр, и политика, и эротика – все-все на свете является частью, элементом, процессом строго определенных систем.
— Но это сплошная философия и только…
— Это если просто говорить о том, что все между собой имеет нечто общее. А изучить, как работают системы, найти обязательные для всех систем скрытые законы, понять тайный смысл происходящего – это уже системология, то есть наука о системах. Системология – это точная наука.
— Значит, системология – это точная наука о том, чего не видно?
— Я бы сказал проще: системология – это наука о порядке. Но не в общепринятом обывательском смысле, а о существующем независимо от нашего желания и вне зависимости от того, что мы о нем думаем и как мы его себе представляем. Системологи, говоря о порядке, говорят о законах природы, об устройстве системы. В некоторых случаях определить это несложно. Например, в случае с компьютером, автомобилем или мясорубкой, достаточно прочитать соответствующий учебник или даже инструкцию по эксплуатации и ремонту. В других случаях все гораздо сложнее.
-В каких, например?
— Например, девушка думает, что парень ее любит, а раз любит – значит, женится. Но потом оказывается, что он, встречаясь с ней, жениться не собирается. Девушка винит парня, а парень себя виноватым не считает. В результате – трагедия. И это потому, что у них разные понятия о любви и семейной жизни. Муж уверен, что жена ради их любви готова на все. Он ей постоянно говорит об этом. Но это «все» муж определяет лишь интуитивно. А когда оказывается, что это «все» превосходит все представления мужа о морали – опять трагедия. Или примеры другого типа. Разбился самолет, который пилотировал летчик, ни разу за много лет работы не допустивший ни одной ошибки. Эксперты определили, что катастрофа произошла по халатности пилота. На руках у хирурга, сделавшего сотни более сложных операций, умирает больной от банального аппендицита. А он сам не знает, как допустил такую простую ошибку. Как опытный пилот или врач экстра-класса мог допустить элементарную небрежность?
А вот еще пример. Назначили человека на должность министра, он работал, работал, а, в конце концов, оказалось, что не оправдал доверия. Почему? Тут же возникает другой вопрос: можно ли заранее рассчитать, при каких обстоятельствах муж или жена изменят своему супругу, в каком полете – пилот или при лечении какого пациента – врач допустят халатность, когда министр перестанет оправдывать доверие? Оказывается, да, можно. Зная законы развития систем, предсказать ту или иную ситуацию и даже изменить ее в большинстве случаев достаточно просто.
-Что-то не верится. Какая-то фантастика…
— В этом-то и дело. Еще Гегель говорил: «Обычное остается непонятым из-за своей привычности». А конкретно ведь от нашей веры ничего не зависит. Все зависит от действий, которые мы предпринимаем исходя из наших веры, традиций, условий жизни, стереотипов поведения…
-Стереотипов поведения?
— Ну, да. Перед атакой хвост кошки двигается из стороны в сторону. А опускает кошка хвост, когда ей ничего не угрожает. Собака, наоборот, виляет хвостом, когда она весела и приветлива. А опускает хвост при угрозе. Встретившись, они будут оценивать друг друга, исходя из собственных понятий о защите и нападении, то есть воспринимать друг друга в соответствии со своими стереотипами поведения. А понятия у них не просто разные – противоположные. Короче, будут они жить как кошка с собакой.
-Но мы не животные. Как узнать приведут ли наши усилия к нужному результату?
— По ключевым индикаторам.
— А это что такое?
-Это, грубо говоря, датчики. Они тоже разные. Например, если к компьютеру подключить много периферийных устройств, принтеров, сканеров, цифровых камер, модемов, мобильных телефонов… Часть из них может не заработать. Индикатор выдаст вам сообщение «конфликт устройств». Это, конечно не значит, что принтеры с фотокамерами дерутся. Просто они пытаются использовать одни и те же ресурсы, а ресурсов у этого компьютера на такое количество устройств не хватает. Но на таком компьютере какие-то работы можно выполнить, например, набрать текст в «текстовом редакторе». А вот если не успеть сохранить текст, когда индикатор питания ноутбука требует срочно подзарядить батарею, то при внезапном отключении компьютера можно потерять всю выполненную работу. Впрочем, почему «внезапном»? Ведь индикатор показывал низкий заряд батареи. Просто пользователь не обратил внимания на этот сигнал.
-Это – техника. А как быть в других случаях? Например, в случае с мужем и женой или с министром? Вставлять в человека датчик?
-У природы и общества есть свои индикаторы. Еще в древности люди наблюдали их и передавали из поколения в поколение в виде народных примет. Например, если ласточки летают низко, то будет дождь. Спустя века нашли этим приметам научные объяснения. В случае с мужем и женой можно обратиться к опытному психологу. Вероятно, он поможет предотвратить трагедию. Психология в ближайшем будущем имеет шанс стать точной наукой. А вот с министром – сложнее. Дело в том, что министерства создают люди. И создают не по законам систем. То же и с международными отношениями, внешней политикой. Хотя и здесь рассчитать будущие события и дать нужные рекомендации системологам под силу. Остальные специалисты, давая прогнозы, опираются лишь на свой интуитивный опыт. У кого он весомее, тот и прогнозирует лучше.
-Значит, политологи работают интуитивно?
— Может быть, даже более интуитивно, чем, скажем, метеорологи еще 40-50 лет назад. Теперь, когда метеорологи поняли, что атмосфера – это, не совсем точно говоря, целостная система, прогнозы погоды стали гораздо точнее. А вот когда они поймут, что атмосфера – это только часть системы, а вся система – планета целиком, определят ключевые индикаторы, прогнозы погоды станут очень подробными и абсолютно достоверными. Иначе говоря, определить ключевые индикаторы нетрудно, гораздо труднее определить детерминанту, то есть понять, что между собой связано в систему, определить границы конкретной системы.
-Допустим. Но если системологи умеют определять границы системы, знают, как система поведет себя в той или иной ситуации, могут даже в какой-то мере предсказывать будущее, так почему другие люди не пользуются их услугами?
-Сам не понимаю. Может быть потому, что не знают что такое системология?
-Спасибо за содержательную беседу.
— Всегда к вашим услугам и услугам ваших читателей.
Рафаэль Мустафаев,1news.az